Чепёлкина Оксана Валентиновна
Методическая копилкаНа страничке - «Методическая копилка» буду размещать все свои наработки. Здесь можно будет найти конспекты занятий, презентации, воспитательские разработки и много другое. А также интересные наработки, которые нашла на просторах интернета. Все эти материалы решила собрать в свою методическую копилку, чтобы они всегда были под рукой. Заходите на страничку, черпайте материалы и может и Вам что-нибудь пригодится. ****************************************************************************************************************************************************************** Из опыта работы Развитие речевой активности дошкольников с нарушением слуха в игровой деятельности В дошкольном возрасте одной из важнейших задач воспитания и образования детей с нарушением слуха является формирование у них связной речи, так как правильная речь – важнейшее условие всестороннего развития ребенка. Правильная речь – это не особый талант, а результат целенаправленной работы, которую провожу в течение всего дня. Изучая опыт педагогов,и методическую литературу по данной проблеме, пришла к выводу, что через игры у глухих детей дошкольного возраста обогащение словаря происходит быстрее. Игра позволяет передавать определенные знания, формирует новые представления об окружающем мире, способствует развитию речи. Для четкого произношения звуков использую игры-упражнения перед зеркалом – надувание и сдувание щек, шлепанье по ним кулачками для выхода воздуха – имитирование поцелуя с втягиванием щечек и характерным звуком – растягивание губ в улыбке «до ушей», – вытягивание губ вперед трубочкой. Также с помощью игр-упражнений развиваю речевое дыхание – выдуваем мыльные пузыри, дуем на легкий ватный шарик или елочный дождик и другое. Как один из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи использую фонетическую ритмику. Её содержанием является обучение детей подражанию крупным и мелким движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. В ходе сюжетно-ролевой игры «Дочки-матери» закрепляем звук «А», через хороводную игру «Пузырь» звук «Ш», а играя в малоподвижную игру «Поезд» закрепляем звук «У» Дидактические игры помогают решать основные задачи речевого развития в занимательной для детей форме: - планомерное развитие значений слов и целых высказываний; - развитие разных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, слухо-зрительного восприятия); Задания и материал даю в разных видах: на табличках - дети учатся прочитывать задания, вникать в смысл; устно-дактильно, и устно - для развития умения считывать с губ. Словарный запас - это одно из основных условий формирования речи. Поэтому часто использую игры направленные на накопление и закрепление словаря детей. Такие игры как «Назови правильно», «Что взяли», «Запомни и назови» и др. способствующие активизации предметного словаря. К тому же в этих играх даю детям (без объяснений) правильные грамматические формы слов, в разных типах высказываний. Например: - Красное яблоко. Красный кубик. Красную машину. Для развития осмысленного зрительного восприятия, развития ощущений и одновременно для запоминания названий предметов использую дидактическую игру: «Чудесный мешочек». На формирование обобщающих понятий и формирование умения оперировать этими понятиями так же прибегаю к помощи дидактических игр. Такие игры как «Назови одним словом», «Кто где живёт?», «Четвёртый лишний» и другие. Хорошо помогают усвоить обобщающие понятия круги Эйлера. Для этой игры заготовила большие круги с написанными на них обобщающими понятиями и маленькие круги с картинками. Дети размещают маленькие круги внутри больших. Эта игра основана на пространственном моделировании классификационных отношений, как известно использование моделирования как средства опосредованного познания является эффективным методом развития познавательной деятельности, следовательно, и словесной речи. С помощью этих кругов провожу игры: «Что где растет?», «Фрукты», «Овощи» и т.д. Развитие речи в игре рассматривается как организация общения взрослых с детьми и детьми между собой. В ходе деятельности, детям первых лет обучения, у которых навыки речевого общения еще только начинают формироваться, помогаю, подсказывая нужное слово, побуждая повторить его за мной так, как может ребёнок. В ходе сюжетно-ролевой игры создаю благоприятные условия для развития и активизации речи детей, формирование их речевого общения. Они привлекают детей игровой мотивацией, интересной деятельностью с различным дидактическим материалом. В ходе подготовки к игре подбираю игровые атрибуты, словарь, который необходим для проведения игры и примерный диалог, который будут произносить дети в ходе общения по сюжету игры. Например, при проведении игры «Больница» дети уточняют значения слов и фраз(заболела, лечит, врач дал таблетку и т.д). Весь речевой материал напечатан на табличках. Игра, как основная детская деятельность, предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства. Поэтому, во всех игровых уголках располагаю таблички со словами и фразами, обозначающими игрушки, игровые принадлежности и действия с ними. Таким образом, в игре полноценно может быть реализована задача речевого развития детей с нарушенным слухом. Эмоциональный фон, присущий детской игре, делает процесс усвоения речевого материала более продуктивным по сравнению с другими видами деятельности. Рекомендации: Так как систематическая работа во всех видах деятельности с детьми с нарушением слуха приводит к положительным результатам в речевом развитии, предлагаю воспитателям, в своей работе, как можно чаще использовать игры разного характера и планировать их содержание совместно с учителем класса и учителем по слуховой работе. **************************************************************************************************************************************************************** Конспект занятия по теме «Игрушки» Цель: формирование у детей представления об игрушках. Задачи: упражнять детей в умении называть предметы путем соотнесения табличек с предметами или картинками, а также в устно-дактильной форме (если это доступно ребенку); упражнять в назывании предметов в процессе выполнения речевых упражнений (Что это? Где мяч? У кого машина? Что там?) Ход занятия: В: Привет. Идите ко мне. Сядьте. Будем заниматься. Будем играть. Встаньте. Фонетическая ритмика: А-О-У-И (повторить 2-3 раза) Сядьте. Будем играть. Лото. (соотнесение картинки с картинкой) В: У кого мишка? У кого кукла? Ребенок: У меня мишка. (Вот кукла) Будем играть. (на столе стоят игрушки) В: (показывает картинку) Вот зайка. Вопрос к ребенку: где зайка? Покажи. (Ребенок показывает где на столе есть игрушка зайка (Вот зайка) и т.д со всеми детьми.) В: Встаньте. Идите ко мне. Будем играть. Малоподвижная игра «Зайка серенький сидит» В: Молодцы В: Сядьте Будем заниматься (подкладывание табличек к картинкам) В: показывает картинку МЯЧ и табличку. Спрашивает: Где мяч? (дети находят у себя картинку с изображением мяча и подкладывают соответствующую табличку) В: мяч, юла, машина, мишка, кукла, кубики -это ИГРУШКИ. В: Молодцы. Итог занятия: Что мы делали? Мы занимались. Мы играли. ***************************************************************************************************************************************************************** Конспект занятия "Части тела" Тема: Части тела Цели и задачи: Активизировать, уточнить и закрепить словарь по теме «Части тела». Побуждать детей отвечать на вопросы, стараться чётко проговаривать слова. Понимать и выполнять словесную инструкцию. Формировать умения детей согласовывать движения с текстом. Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам. Организационный момент. Круг приветствия: Мы все вместе встали в круг Ты мой друг и я твой друг Крепко за руки возьмёмся и друг- другу улыбнёмся. Посмотрю на ваши лица С кем бы здесь мне подружиться?! Как тебя зовут? Ребёнок: Меня зовут… (и т.д. со всеми детьми) В: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся. ЗДРАВСТВУЙТЕ. В: Молодцы. Сядьте. Ход занятия: В: (читает план с доски) БУДЕМ ЧИТАТЬ БУДЕМ ИГРАТЬ БУДЕМ ГОВОРИТЬ В: Сейчас будем говорить Встаньте ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА А_О_У_Э_И ПА_ПА_ПА_ПА_ПА ТА_ТА_ТА_ТА_ТА В: Молодцы. Сядьте. В: БУДЕМ ГОВОРИТЬ БУДЕМ ИГРАТЬ Ребята, я принесла вам картинки, а они все рассыпались. Хотите их собрать? (дети собирают картинку) В: Молодец (Рома). Всё правильно собрал. Рома, посмотри, Серёжа правильно собрал картинку? Помоги Серёже собрать картинку. Молодцы. В: Ребята, что у вас получилось? Что это? (ЭТО КУКЛА) Карина, что это? (это кукла) В: Ваня, покажи где кукла? (Вот кукла) В: На какие части рассыпалась кукла? Что это? Ребёнок: Это голова Это руки Это ноги В: Голова, руки, ноги – всё вместе как назвать? Дети: Части тела В: Молодцы. Тема занятия «ЧАСТИ ТЕЛА» (креплю табличку к доске ЧАСТИ ТЕЛА) В: Ребята, какие части тела вы ещё знаете? Дети: глаза, рот, нос, уши. В: Молодцы. БУДЕМ ИГРАТЬ. Встаньте. ФИЗМИНУТКА «Здравствуйте» Здравствуйте! Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп Здравствуйте ножки – топ, топ, топ Здравствуйте щёчки – плюх, плюх, плюх Здравствуй роток – чмок, чмок, чмок Здравствуй мой носик – пип, пип, пип! (повторить 2-3 раза) В: Молодцы. Сядьте. В: БУДЕМ ИГРАТЬ «Чудесный мешочек» (дети по очереди достают картинку из мешочка) В: Ваня, что это? Ваня: Это руки В: Встань. Покажи, где у тебя руки? (ребёнок показывает свои руки) Иди к доске. Покажи, где у куклы руки. Ваня: (показывает руки и проговаривает) ВОТ РУКИ и (крепит табличку) и т.д. со всеми детьми В: Молодцы. Итог занятия. Встаньте. Идите ко мне. (дети подходят и становятся в круг) В: Голова, руки, ноги, рот, глаза, уши, нос – что это? Дети: Это части тела Молодцы! В: Сегодня хорошо говорил….(Ваня, Рома) а вот Валера и Серёжа не совсем старались, но я думаю, что в следующий раз они постараются и у них всё получится. Старался….. Молодцы. Занятие окончено ****************************************************************************************************************************************************************** февраль 2024г Сюжетно - ролевая игра, как средство для успешной социализации глухих и слабослышащих детей Под социализацией подразумевается процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. Преодолеть социальные последствия слухового дефекта глухих и слабослышащих детей, также добиться их социальной адаптации можно лишь своевременно подготавливая их к активному и посильному участию в жизни общества, к общественно полезной деятельности. слабослышащих школьников. Макаренко А. С. писал, «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» Игра — это воспроизведение детьми при помощи ролей и использования игровых предметов деятельности взрослых людей и их взаимоотношений. Из всех видов игр наиболее благоприятно влияют на развитие детей сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребенок познает мир, овладевает нормами нравственного поведения. Игры содействуют сближению детей, раскрепощению, формированию детского коллектива. Сюжетно-ролевая игра является условием всестороннего развития глухих детей. Главное назначение этой игры – социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Без правильного руководства со стороны педагога игры глухих детей бедны по содержанию, однообразны, механически повторяют одни и те же действия. Это происходит потому, что восприятие мира глухими осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, при минимальной познавательной роли речи. Сюжетно-ролевые игры заключают в себе большие возможности для формирования речи школьников с недостатком слуха. Они привлекают детей игровой мотивацией, интересной деятельностью с различным дидактическим материалом, атрибутами. В ходе подготовки к игре педагог должен подобрать игровые атрибуты, отобрать словарь, который необходим для проведения игры и примерный диалог, который будут произносить дети в ходе общения по сюжету игры. Весь речевой материал должен быть на табличках или написан на доске. Детям нужно показать все игровые возможности каждой роли, действия, которые должен производить играющий, диалоги с другими участниками игры. В процессе игры дети выбирают себе роль. Чтобы речевой материал не был забыт в дальнейшем, его необходимо записать в тетрадь, чтобы ребята могли обратиться к нему, восстановить в памяти. Сюжетно-ролевая игра появляется у детей с недостатками слуха только в случае прямого обучения их игровой деятельности. Этапы проведения сюжетно-ролевой игры. 1 этап. Сюжетно-ролевая игра, где главную роль выполняет воспитатель. В первых играх на новую тему, независимо от того, какой год дети обучаются, участие воспитателя в качестве одного из действующих лиц обязательно. В новой игре воспитатель поочередно исполняет все главные роли (один раз — продавца, второй — кассира, третий — покупателя в игре в «магазин»; доктора, медицинской сестры, пациента в игре «Больница» и т. д.). Задача воспитателя: научить действиям в игре, поведению и начальным речевым навыкам. 2 этап. Главные роли выполняют дети. Дети выполняют в сюжетно-ролевой игре главные роли, пользуясь при этом элементарными речевыми табличками. Воспитатель является участником игры, осуществляя помощь в проведении игры и "оречевлении" игровых ситуаций. Этап длится до того момента, пока все дети не проиграют роль ведущего.3 этап. Расширение сюжета игры, введение новых игровых действий На данном этапе расширяется сюжет игры, вводятся новые игровые действия, речевые конструкции употребляются детьми самостоятельно с опорой на таблички. Воспитатель осуществляет контроль за ходом игры, помогая детям оформить новые речевые конструкции. 4 этап. Объединение ранее освоенных сюжетов в общую игру На этом этапе идёт объединение ранее освоенных сюжетов в общую игру. Например: "Семья" и "Автобус", "Семья " и "Врач" и т.п. Дети самостоятельно играют, выполняя различные роли и активно пользуясь накопленными речевыми навыками. В таких, сюжетно-ролевых играх, как « В автобусе», «У врача», « В магазине», «В библиотеке», « В гостях» учащиеся воспроизводят жизнь и деятельность взрослых людей, их взаимоотношения. Организованная сюжетно-ролевая игра предполагает совместную деятельность. Ролевое общение — основной мотив, поэтому можно утверждать, что формирующаяся речь неслышащих детей в условиях сюжетно-ролевой игры имеет коммуникативную направленность Приведу примеры: 1. Игра « В автобусе», её цель-закрепление навыков речевого общения, воспитание культуры поведения в транспорте. При подготовке к игре необходимо повторить речевой материал, можно заранее составить и изучить маршрут с названием остановок автобуса, можно нарисовать маршрут автобуса от школы. Ребята повторяют названия остановок, выясняют, что надо говорить на остановке, как оплачивается проезд, о чём может сообщить водитель автобуса через микрофон. Особое внимание обращается на культуру поведения в автобусе, необходимо рассказать и показать, как надо входить в автобус, проходить к выходу, как уступать место старшим и маленьким детям, почему нельзя есть в автобусе и сорить, что делать с использованным билетом. Можно соорудить из стульев автобус, выбрать водителя, остальные дети-пассажиры. Речевой материал должен быть или на табличках, или написан на доске. Примерный речевой материал Разговор на остановке: -Как доехать до вокзала?( магазина, школы, почты_) -Какой автобус идёт до стадиона? -Сколько остановок до кинотеатра? Разговор в автобусе -Разрешите, пожалуйста пройти -Вы выходите на следующей остановке? -Какая следующая остановка? -Садитесь пожалуйста! Речь водителя автобуса - Следующая остановка - улица Ленина -Граждане, не забудьте оплатить свой проезд -Осторожно, двери закрываются. В процессе игры дети разговаривают друг с другом, используя данный речевой материал. Воспитатель предлагает одному мальчику изобразить старичка. На одной из остановок он входит в автобус, ему уступают место. Ребята учатся правильно входить в автобус, культурно себя вести, уступать место старшим, употреблять необходимые выражения. В игре многократно повторяются необходимые выражения речевого этикета: будьте добры, пожалуйста, спасибо, извините и т. д. 2. Сюжетно-ролевая игра « В кинотеатре» Цель: Умение участвовать в диалоге с кассиром и контролёром кинотеатра, воспитание культуры поведения Оборудование: билеты, бумажные деньги, таблички « Касса», «Зрительный зал», Речевой материал: -У вас есть билеты на этот фильм? -Сколько стоит билет? -Дайте, пожалуйста, один билет -Спасибо большое! Перед началом игры сообщается ход игры, выбираются кассир, контролёр. Зрители встают в очередь в кассу за билетами. Воспитатель наблюдает за диалогами детей с кассиром. Объясняет, как обращаться к контролёру, проходить между рядами, извиняться, если нечаянно толкнули кого-то, как надо правильно сидеть. После этого можно показать детям короткий фильм. После окончания сеанса нужно спокойно выйти из класса. Сюжетно-ролевые игры помогают глухим и слабослышащим учащимся полностью войти в мир игры, познакомиться с разными профессиями и научиться взаимоотношениям детей друг с другом в процессе игры, развивая при этом самостоятельное речевое общение. При проведении игр воспитатель решает следующие задачи: · расширяет знания учащихся по выбранным темам; · учит отражению в играх труда взрослых людей, их взаимоотношений в процессе деятельности; · развивает в ходе игр словесное общение детей, учит использовать ранее усвоенный словарь и развивать специфический, связанный с сюжетами игр; · развивает активность, самостоятельность, логическое мышление, воображение, формирует познавательные интересы · способствует процессу социализации детей с нарушениями слуха. · Организация сюжетно ролевой игры и передача опыта игровой деятельности детям с нарушением слуха, является наиболее эффективным видом передачи социального опыта. Таким образом, при правильном руководстве со стороны педагога, сюжетно-ролевые игры принесут глухим школьниками неоценимую пользу для успешной социализации и адаптации в мире слышащих людей.
***************************************************************************************************************************************** декабрь 2023г Конспект занятия "Семья" Воспитатель Конспект занятия по теме «Семья» ( с детьми со слуховой депривацией) Цель: формирование представлений о семье, родственных связях Задачи: -воспитывать заботливое отношение к членам семьи -закреплять готовность слушать собеседника - отвечать на вопросы -мотивировать учащихся к творческому труду Ход:
В-ль: Как тебя зовут? (Дети по очереди называют свои имена. Дактилируют) В-ль: Хорошо. Молодцы. Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. Д: - Здравствуйте. (дактилируют) В-ль: Сядет тот, кого я назову(за экраном) Илья, сядь и т.д. В-ль: (обращаю внимание на план) -Будем говорить. -Будем отгадывать загадки -Будем слушать -Будем играть (речевая минутка со звуком «С») Молодцы. В-ль: Ребята, посмотрите, у вас на столах рассыпалось слово Соберите его и вы узнаете тему нашего занятия. В-ль: Егор, какое слово у тебя получилось? Е: семья В-ль: Правильно. Егор, посмотри, Сергей правильно собрал слово? Помоги ему. Илья, какое слово ты собрал? И: семья (И т.д со всеми детьми) В-ль: Правильно ребята тема нашего занятия семья (Открываю створки доски, на ней табличка семья указываю на неё. Рядом картинка дом. В-ль: Ребята, что за дом здесь стоит? Кто в нем живет, знаете?(ответы детей) Давайте в него постучим. Может нам кто-нибудь откроет.(Стучу в дверь) В-ль: Никто не открывает. И окошки все закрыты. Ребята, кажется, я догадалась. Чтобы узнать, кто в доме живёт, нужно отгадать загадки. (слайд 1) Умеете отгадывать загадки? В-ль: Попробуем открыть первое окошко? (слайд 2 ) Кто любить не устает, пироги для нас печет, вкусные оладушки? Это наша … Ответы детей: бабушка. (дактилируют) В-ль: правильно (слайд 3)
В-ль: правильно! (слайд 9) В-ль: - Хотите узнать, кто ещё живёт в доме? (слайд 10) Я у мамы не один, У неё ещё есть сын, Рядом с ним я маловат, Для меня он — старший … Ответы детей: Брат В-ль: Молодцы! (слайд 11) В-ль: (слайд 12) «Нам гулять идти пора»,- Брату говорит… Ответы детей: Сестра (слайд 13) (крепят табличку к окошку) В-ль: Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка – как можно назвать этих людей одним словом? это… Ответы детей: СЕМЬЯ (слайд 14) В-ль: (обращаю внимание на домик) Люди, которые живут вместе в одном доме -это семья. В семье все друг-друга любят, помогают. В семье у каждого есть обязанности, которые он должен выполнять. Сейчас мы узнаем, какие обязанности есть у вас. В-ль: Встаньте. Идите ко мне. Будем играть. (дети под музыку передают цветочек, ребёнок у которого оказался цветочек после остановки музыки, отрывает лепесток и читает что на нём написано (убирать игрушки, мыть посуду, хорошо учиться, слушать маму и папу…) В-ль: Молодцы! Сядьте. В-ль: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. (обращаю внимание на экран) Я приглашаю вас посмотреть (слайд 15) фотоальбом «Моя семья». Кто первым узнает чья это семья, поднимает руку. (слайд 16 ) Чья это семья? Илья: Это моя семья В-ль: Илья, встань. Расскажи о своей семье. ( Ребенок рассказывает о своей семье.) Илья: Мама, папа, брат, я. В-ль: Егор, спроси у Ильи, как зовут его маму. Егор: -Илья, как зовут твою маму? Илья: -Мою маму зовут Ксения В-ль: Как зовут твоего папу? Как зовут брата? И т.д. В-ль: (слайд 17) Чья это семья? В-ль: Егор, расскажи про свою семью. Егор: мама, папа, брат, сестра В-ль: Илья, спроси у Егора, как зовут его сестру Илья: Егор, как зовут твою сестру? Егор: Моя сестру зовут Алёна В-ль: Как зовут маму и папу? Егор: Мою маму зовут Валентина Моего папу зовут Олег В-ль: Кто это? (показываю на брата) Егор: Это брат Саша и т.д. В-ль: Молодец! Сядь. В-ль: (слайд 18) Чья это семья? (так со всеми детьми) (слайд 19 ) В-ль: Ребята, посмотрите, семья похожа на большое дерево. Здесь и бабушка, и дедушка, мама и папа, брат и сестра. А как это дерево можно назвать? (варианты ответа: семейное дерево, или семейное древо) Это дерево семьи.) Воспитатель: а вы хотите сделает древо своей семьи? Ответы детей: (Да) В-ль: Посмотрите, у вас на столах лежат заготовки. Ствол уже готов, нужно только приклеить фотографии и подписать их. (дети, из заготовленных ранее вырезанных фотографий собирают Древо) (под фотографией подписывают члена семьи Воспитатель: - Посмотрите, какое красивое древо у вас получилось Рефлексия Воспитатель: Что вы сейчас делали? Дети: Древо семьи (дактилируем) Воспитатель: Ребята- мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка… кто это? Ответы детей: (это семья) В-ль: Молодцы! Наше занятие окончено. У вас на столах есть цветочки-смайлики. (слайд 20) Если вам занятие понравилось, покажите весёлый смайлик, если занятие не понравилось-грустный смайлик. В-ль: Ребята, вы сегодня хорошо занимались. Егор старался громко говорить. Сергей старался правильно произносить звуки. Илья много рассказал о своей семье. Молодцы!
************************************************************************************************************************************* «Нестандартные сенсорные игры для детей с нарушение слуха» Изучение сенсорного развития детей с нарушением слуха имеет существенное значение для разрешения ряда конкретных проблем специальной коррекционной педагогики и для разработки научно-обоснованной системы обучения и воспитания данной категории детей. Не слышащий ребенок реагирует только на те воздействия, которые происходят в его поле зрения ( а также, конечно, на конкретные действия- тактильные и вибрационные). У него затрудняется становление полноценного полисенсорного восприятия окружающего мира, то есть нарушается одно из главных условий нормального развития. В связи с этим перед нами стоит задача: научить детей преодолевать свои трудности, развивать способности и умения пользоваться остаточным слухом и сохранными анализаторами. Обучая ребенка восприятию предметов и их свойств, мы формируем психические механизмы, которые помогают ребенку познать окружающий мир, расширить сферу восприятия, включать в его опыт все новые и новые предметы и явления. Таким образом, в дошкольном возрасте особенно важно сенсорное воспитание, когда ребенок еще не точно и не четко осознает отличительные качества окружающих предметов. Именно дидактические игры создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних и внутренних признаков предметов. Играя, ребенок учится различным приемом зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Так возникают сенсорные эталоны, т.е. общепринятые представления о внешних качествах предметов. Данные дидактические пособия разработаны для стимуляции образного мышления, развития крупной и мелкой моторики, развития навыков связной речи, расширения активного словаря. Дидактическое пособие «Сенсорные мешочки» Упражнения с мешочками полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо е нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно – упражнения будут эффективны при условии, что занятия будут регулярными и длительность их будет составлять не более 5 минут. Цель: Развитие сенсорного восприятия у детей. Задачи игры: - развивать мелкую моторику; -учить анализировать тактильные ощущения; -развивать воображение, эмоциональную сферу; -расширять словарный запас. Яркие мешочки скрывают в себе множество «секретиков», а значит, побуждают к проявлению познавательного интереса. Ребенок пытается нащупать содержимое – стимулирует развитие воображения, крупной и мелкой моторики, описывает предполагаемую форму через ткань, свойства предметов, размеры, развивает навыки связной речи, расширяет активный словарь, работает над грамматическим строем речи. В зависимости от содержимого мешочки могут оказывать стимулирующее и расслабляющее воздействие. Педагог может загадать найти мешочек с конкретным «секретиком»: к примеру, абстрактным – мягким, твердым, круглым… или же более конкретным – «найди мешочек с пухом», «найди мешочек с манкой», «найди мешочек с гречкой» и т. д. Пособие «Тактильные следы» Цель: развивать тактильные ощущения; формировать чувство эмоционального комфорта. Ход: рассматриваем «следы», обводим их пальчиками. Обследуем «следы» ножками ребенка, называем ощущения: гладкая, шершавая, теплая, холодная, мягкая, твердая и т.п. Познание мира у детей начинается с ощущений. Важную роль в развитии играют все органы чувств. Однако основной упор делается на осязании. Именно через тактильное восприятие малыши изучают окружающие предметы, знакомятся с растениями и живыми существами. Тактильные следы выступают идеальным тренажером для развития осязания. Оборудование рекомендовано для занятий с детьми в детских сада, коррекционных и реабилитационных центрах и т.д. Характеристики Внешняя простота следов скрывает под собой широкий набор функций. Проводя руками и ногами по текстуре материалов, дети развивают мелкую моторику и улучшают осязание. Поглаживание элементов ладошкой мягко помогает детям расслабиться, оказывая массажное действие. Регулярные занятия с дорожкой помогают детям правильно связать ощущения с картинкой вещи и укрепить ассоциативные связи между ними. Улучшается память и обогащается словарный запас. Игровая доска развивает логическое, пространственное и образное мышление. Активизируются мыслительные процессы. Развиваются творческие навыки, воображение. Панель тщательно отшлифована и обработана во избежание получения травм и царапин. Изделие производится из качественных натуральных материалов. Дидактическое пособие «Тактильные дощечки» Цель: Развитие внимания, сенсорной памяти, восприятия, воображения. Кожно-кинестетическая чувствительность занимает особое место среди других видов чувствительности. Потеря или снижение кожно-кинестетической чувствительности затрудняет обучение и развитие детей, потому что возникают проблемы с восприятием предметов на ощупь. Дети правильно воспринимают предмет и его форму зрительно, но не узнают при ощупывании с закрытыми глазами. На практике подтверждается, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Привлекательность идеи использования дощечек состоит в том, что изготовить их очень легко, а развитие психических процессов у детей с их помощью практически не ограниченно. В начале работы ребенку предлагается 1-3 дощечки. Постепенно количество можно увеличивать. Поверхность дощечек различная на ощупь. Дощечки эстетичные и безопасные. В своей работе я использую дощечки размером 10*10. Перед работой с тактильными дощечками желательно сделать ребенку массаж пальцев кистей рук. (1-2 мин). Задачи игры: – развитие тактильной чувствительности пальцев ребенка; – развитие внимания, наблюдательности, памяти; – развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи; – развитие пространственных представлений; – развитие математических представлений и счетных умений; – развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно. Дидактическое пособие «Цветные резиночки» Цель данной методической разработки: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования. Задачи: -развитие пространственной ориентации; -развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; -развитие ловкости, быстроты реакции; -развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения, развитие психических процессов; - стимуляция развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Данное нестандартное оборудование используется в непосредственно-образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Материал представленный в играх не сложный и не требует больших финансовых затрат, может быть использован воспитателями, психологами, учителями-логопедами, дефектологами и родителями. Цель игры: быстрее всех надевать на пальцы резинки так, как нарисовано на карточке или указано ведущим. Игра способствует: -развитию мелкой моторики; -развитию межполушарного взаимодействия; -развитию координированных согласованных движений пальцев рук; -развитию пространственной ориентации; -развитию внимания, памяти, мышления, воображения; -развитию самоконтроля. Возможности игры: Развитие зрительного восприятия (закрепляем представление о цвете) Закрепление навыков счета (считаем резиночки на картинке; количество пальчиков, охваченных резинкой; играя, мы учим названия и порядковый номер пальчиков). Формирование пространственных представлений (понятия «ниже-выше», «над-под», ребенок учится располагать резинки в зеркальном отражении, если играть с левой рукой). Тренировка памяти (карточка поворачивается лицом на 5 секунд) Развитие наглядно-образного мышления (ребенок учится сопоставлять реальные объекты с картинкой, располагать в соответствии с образцом). Развитие внимания (ребенок находит ошибки в расположении резинок на пальцах другого). Развитие мелкой моторики руки. Дидактическое пособие «Сложи узор» Задания и упражнения со счётными палочками позволят детям развить мелкую моторику, закрепить знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, овладеть навыками композиции сюжетного рисунка. Занятия со счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для этого предлагаются следующие задания: сосчитать палочки, из которых сделана фигура; если фигура составлена из палочек разного цвета, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек. Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. Показ образцов изображений сопровождается стихами. Цель: Познакомить детей с тем, как можно поиграть со счётными палочками. Научить детей выкладывать из счетных палочек различные изображения. Задачи: Развивать у детей конструктивные навыки, координацию движений, мелкую моторику пальцев, творческое воображение, фантазию. Закрепить названия геометрических фигур и их отличительные признаки. Развивать зрительное восприятие, монологическую и диалогическую речь. Уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счете, сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов; развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов. Дидактическое пособие «Шнурочки» Исследования показывают что из-за компьютеризации жизни у детей снижается мелкая моторика рук. в наше время множество операций выполняются компьютерами, что отражается на нашей жизни. очень важно тренировка мелкой моторики, тренировка точных движений рук. Игры шнуровки это великолепное, развивающее, эффективное дидактическое пособие для формирование мелкой моторики рук. Благодаря этому пособию формируется усидчивость, внимание, возможность закрепить знания о цветах, овладеть пространственным ориентированием, закрепить знания о геометрических фигурах. А высокий уровень развития мелкой моторики напрямую связан с устной речью ребёнка. Цель: Учить детей продевать шнурок в отверстия; продолжать развивать движения мелких мышечных групп руки, целенаправленность действий; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению задания; формировать зрительно – двигательную координацию и чувство восприятия пространства, развивать самостоятельность в процессе выполнения работы. Задачи: 1. воспитывать усидчивость, терпение, целеустремлённость. 2. развитие мелкой моторики 3. развития речевой активности Дидактическое пособие «Геометрический планшет» Цель игры: Способствовать познавательно – математическому развитию детей. Задачи: 1. Развивать умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат; 2. Развивать умение работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями; 3. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки; 4. Развивать сенсорные способности, смекалку, воображение; 5. Развивать индуктивное и дедуктивное мышление, дать представление о симметрии, трансформации размера, формы, числа, формирование логико -математических представлений у детей; 6. Способствовать развитию интереса, любознательности, внимания, наблюдательности и самостоятельности. 7. Помогать в изучение букв и цифр. Дидактическое пособие «Тактильно – игровой центр» В дидактическом пособии «Тактильно – игровой центр» у детей развивается чувствительность пальцев руки, умение классифицировать поверхности по различным признакам (гладкий, шершавый, мягкий, жесткий). Тактильно-развивающая панель предназначена для развития мелкой моторики, понимания ребенком причинно-следственных связей, освоения алгоритмов Работа с панелью способствует развитию самостоятельности, совершенствует зрительно-моторную координацию, развивает мелкую моторику, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка. Модуль для развития мелкой моторики (поймай рыбку). Предназначен для отработки навыков манипулирования мелкими предметами, в т.ч. с поворотами кисти, требующих хорошей зрительно-моторной координации, точного "пинцетного" захвата. Позволяет менять виды деятельности, упражняя разные группы мышц руки, способствует подготовке руки к письму. Модуль для развития мелкой моторики (закрути болтик). Позволяет постоянно усложнять задачу, допускает совместную работу взрослого и ребенка, дает возможность освоения новых алгоритмов деятельности. При этом руки могут работать и поочередно, и синхронно, и согласованно. В модуле для развития мелкой моторики и координированной работы обеих рук совмещено множество тактильных предметов различных цветов, форм и размеров, изготовленных из дерева, ткани, металла, пластика. Также использованы материалы различных фактур: металлическая рифленая поверхность, губка с мягкой стороной, губка с жесткой стороной, резиновая поверхность, щетинистая поверхность, различная рифлёная поверхность. Панель развивает осязательные навыки, достигается координированная работа обеих рук под контролем зрения. Благодаря своей многофункциональности простоте и универсальности, этот модуль позволяет совершать бесконечное количество манипуляций с тактильными элементами и проводить занятия с одним или несколькими детьми. Дидактическое пособие «Собери бусы» Данная дидактическая игра предназначена для работы с детьми всех возрастных групп. Понимая, как важно развивать мелкую моторику рук детей, было разработано данное дидактическое пособие. Данное пособие способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, развивает внимание, совершенствует сенсомоторику, координацию движений их точность, ориентировку в пространстве, счетные операции и т. д. Таким образом, данное дидактическое пособие способствует не только моторному, но и умственному развитию ребенка, оказывает прекрасное тонизирующее действие. Задачи: Учить составлять бусы разных цветов; Учить детей выполнять действия по инструкции воспитателя; Развивать мелкую моторику рук, тонкие движения пальцев, координацию рук; Развивать зрительное внимание; Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, терпение. Работа по развитию сенсорных способностей детей должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п.,), игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия), трудовую деятельность, прогулки, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. 17 сентября 2023 в 07:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.